Новости
2022-й для Сургутского театра стал годом экспериментов
Итоги, которые подвели в Сургутском театре в конце года, всех удивили. Практически каждое значимое событие можно предварить словом «впервые».
Впервые поставили мюзикл для взрослых «Однажды в Verone» (современное переложение пьесы «Ромео и Джульетта» Шекспира). Весь год спектакль оставался лидером продаж, равно как еще одна премьера – комедия «Безумный день, или Женитьба Фигаро» по пьесе П. Бомарше, режиссер Петр Орлов. Комедии в Сургутском театре не ставили уже восемь лет!
Впервые два спектакля были созданы молодыми московскими постановщиками. «Танец с медведем» по мифологии ханты (хореограф - Дмитрий Маслеников), объединивший на сцене профессиональных актеров и юных танцовщиков, сразу получил приглашения на фестивали Югры. Драма «Легенда о Гамлете» режиссера Сергея Тонышева завоевала приз 38-го международного фестиваля России «Липецкие театральные встречи». В последний раз СМДТ участвовал в международном фестивале в 2015 году (без наград), в российском – в 2019 году.
Впервые театр создал концерт в неожиданном камерном формате квартирника. Билеты на квартирники «Теплые зимние встречи» и «Верните мне мои нулевые» уходили влет.
Впервые провели режиссерскую лабораторию. Цикл мероприятий «Мне (не) больно», собравших более 600 участников из разных городов Югры, посвятили проблемам тинейджеров, эскизы спектаклей и читки пьес созданы по современной литературе на подростковую проблематику. К работе привлекли известных молодых режиссеров из Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска; авторитетных театроведов. Лаборатория проводилась на средства гранта Союза театральных деятелей (СТД) РФ и при поддержке Министерства культуры РФ.
Кстати, в 2022 году театр впервые за свою деятельность принял успешное участие в конкурсах грантов. Были одобрены две заявки театра на гранты СТД РФ, а также (совместно с АНО «Теорикон») на грант Президентского фонда культурных инициатив.
В 2022-м театр сблизил Сургут не только со «звездами» театрального искусства России (хотя и это тоже сделали – приняли на своей сцене московский театр «Et Cetera» в рамках программы «Большие гастроли»). По инициативе СМДТ в Югре впервые гастролировал один из лучших независимых театров России – петербургский «Театр ненормативной пластики».
Впервые театр провел ребрендинг. Полностью обновлен фирменный стиль, логотип.
- Действительно, так много «впервые»! Лукавством будет сказать, что не было опасений перед экспериментом. Но я верю в команду театра и ее профессионализм. И все мы безмерно благодарны за поддержку нашим зрителям, - говорит директор театра Светлана Астраханцева.
В 2022 году в театр пришли более 47 тыс. человек. Это на 13% выше аналогичного показателя допандемийного 2019 года. Более 6 тысяч приобрели билеты по «Пушкинской карте» - и СМДТ остается в лидерах округа по «ПушКе». Финансовый план учреждения перевыполнен на 150%.
В 2023 году театр анонсирует премьеры спектаклей по произведениям «А зори здесь тихие…» Б. Васильева, «Евгений Онегин» А. Пушкина, мюзиклы «Со вкусом карри и любви» и «Остров сокровищ» по Р. Стивенсону и др. И, что главное, в новому году Сургутский театр ждет капитальный ремонт.
Уже точно: в 2023 году театр ожидает капремонт и техническое переоснащение
В 2023 год Сургутский театр вступает с ожиданиями серьезных перемен, с надеждой на существенное обновление материально-технической базы.
Накануне стало известно, что правительство Югры одобрило заявку департамента культуры ХМАО на субсидию для оснащения Сургутского театра. Телеканал «Югра» цитирует губернатора округа Наталью Комарову: «Это учреждение культуры подходит под все требования к заявке на предоставление в 2023 году и плановом 2024-м субсидии из федерального бюджета на оснащение региональных и муниципальных театров, находящихся в городах с численностью населения более 300 тысяч человек».
Журналисты также ссылаются на и.о.директора департамента культуры ХМАО Светлану Буторину, которая пояснила, что федеральные средства пойдут «на техническое оснащение и творческую составляющую».
- Действительно, согласовано выделение федеральной субсидии Сургутскому театру. Средства направят прежде всего на приобретение технического оснащения. Как известно, звуковое и световое оборудование в театре безнадежно устарело, не подлежит ремонту, не отвечает современным требованиям. Освоение данной субсидии будет осуществляться параллельно с капитальным ремонтом театра - оно непосредственно с этим ремонтом и связано. Капремонт по плану начнется к лету, когда театр закроет творческий сезон. Мы глубоко благодарны за эту поддержку губернатору Югры Наталье Владимировне Комаровой, - говорит директор Сургутского театра Светлана Астраханцева.
Новый год в Сургутском театре: исполняем три желания
Многие сургутяне знают, что Новый год в театре – особенный праздник. Это действительно магическая атмосфера, повторить которую не удастся «новогоднику» в школе, кафе или в развлекательном центре. Но даже к театральному Новогодью у постоянных зрителей есть свои пожелания. В этом году Сургутский театр их выполнит.
Во-первых, новогоднюю кампанию просят начать пораньше. Иначе билетов на всех не хватает, хотя показы мюзикла идут два раза в день, в 12 и 15 часов. Сделано. Сургутский театр приглашает на праздничные мероприятия уже с 17 декабря!
Новогодний театр встречает детей увлекательной игровой программой. На этот раз – интерактив со сказочными персонажами в Стране Великании (там тоже есть елка!). Ну а восклицательным знаком волшебству Нового года станет музыкальная сказка для всей семьи.
По многочисленным просьбам сургутян (и это второе желание) театр вернул на сцену мюзикл «Аленький цветочек и все-все-все» (6+) по мотивам сказки Сергея Аксакова. Это очередной блокбастер от московского режиссера Петра Орлова. И дети, и взрослые влюблены в его спектакли «Когда часы 12 бьют…», «Царевна-Лягушка». «Аленький цветочек» до поры исчез из репертуара. Но теперь возродится в постановке обновленной актерской труппы.
В Сургутском театре сюжет «Аленького цветочка» осовременен и придется по душе и маленьким принцессам, и мальчишкам-поклонникам компьютерных квестов. Девочки восхищаются шикарными костюмами героинь, а мальчиков занимает полет героев на воздушном шаре. И все вместе увлечены путешествием в Арктику и на Ближний Восток, преодолением испытаний в зачарованном лесу. Персонажи сказки подкупают открытостью и жизнелюбием. Но за главное веселье и экшн отвечает, конечно же, команда лесных трикстеров: Баба Яга со своими подручными Лешим и Кикиморой. Спектакль длится 1 час 40 минут (без антракта), а игровая программа - 20 минут. В каникулы мюзиклы для всей семьи будут идти со 2 по 7 января.
Третье желание – «взрослое». Да, взрослые тоже хотели бы встретить свой особенный театральный Новый год. Для Сургутского театра такая практика – внове. Итак, с 17 декабря сургутян постарше приглашают на новогодник «Теплые зимние песни» (12+) с Аленой Поль. «Теплые зимние песни» - это три несургутских явления: тепло зимой, квартирник в театре, живая фанк-регги-соул-музыка. Это атмосфера «здесь-все-свои» и уютная обстановка. Гитары, духовые, ударные, вокал – компания талантливых молодых музыкантов перенесет зрителей подальше от Севера. Подпевать и улыбаться, угощаться ароматным кофе из театрального буфета, знакомиться с интересными и приятными людьми – за этим стоит прийти на романтический квартирник под Новый год. Встреча проходит в камерном пространстве, количество мест весьма ограничено.
Оба мероприятия – последний в 2022 году шанс купить билеты по «Пушкинской карте».
Драйв, эмоции и форс-мажор: в Сургутском театре состоялась режиссёрская лаборатория «Мне (не) больно»
Лаборатория в Сургутском театре прошла впервые. Реализация масштабного проекта стала возможна благодаря гранту Союза театральных деятелей РФ и при поддержке российского Министерства культуры.
Творческая работа началась 14 ноября и завершилась 20-го. Особенно насыщенными стали три последних дня лаборатории, наполненные лекциями, читками, эскизами и обсуждением увиденного со зрителями и экспертами.
В центре лаборатории современной прозы и драмы для и о подростках «Мне (не) больно» – проблемы тинейджеров, которым посвящены глубокие, остросовременные произведения. Однако о существовании подобных текстов многие подростки просто не знают.
- Тему выбрали терапевтическую. Как подросток справляется с такими травмами как домашнее насилие, травля в школе, потеря близкого человека. Выбранная нами литература и драматургия дают молодым людям соразмерного им героя и конкретные инструменты пережить горе, - поясняет куратор лаборатории Мила Денёва, театральный критик, заместитель художественного руководителя московского Театра им. Маяковского, член экспертного совета конкурса-фестиваля «Золотая Маска».
Меньше, чем за неделю четыре приглашенных режиссёра – Иван Пачин из Москвы, Иван Миневцев из Челябинска, Полина Кардымон из Новосибирска и Анастасия Быцань из Санкт-Петербурга создали с артистами театра четыре законченных эскиза спектакля. Причем, если участие первых трех режиссёров было согласовано заранее, то Анастасия – магистрантка РГИСИ (бывший СПбГАТИ), курс В.М. Фильштинского, присоединилась к работе лаборатории в ситуации форс-мажора. Планировалось, что эскиз по роману Евгении Некрасовой «Калечина-Малечина» поставит Сойжин Жамбалова. Однако Сойжин получила серьёзную травму во время премьеры своего спектакля в Нягани накануне вылета в Сургут и принять участие в лаборатории не смогла.
Каждый «лабораторный» день начинался с лекции театроведов, адресованной подросткам. Каждая читка и каждый эскиз (читки театр ставил силами самих артистов, которые попробовали себя в роли режиссёров) сопровождались обсуждением со зрителями, актёрами и, что очень важно, – авторами прозаических или драматургических произведений (не подключался к обсуждению только Гюс Кёйер, автор повести «Книга всех вещей», эскиз по которой создал Иван Пачин).
Эскиз спектакля «Книга всех вещей» по повести Гюса Кейера, режиссер Ива Пачин (Москва).
«Было очень круто и интересно погрузиться в эту атмосферу, - поделился впечатлениями семиклассник Себастьен Вихорев, посетивший все мероприятия лаборатории. - Это невероятно классно: смотреть на эскизы спектаклей, а после обсуждать увиденное вместе с автором самого произведения и актерами!
У меня было столько разных эмоций! Я узнал, какой может быть современная литература для подростков, насколько театр бывает классным и интересным. Это безумно сильная работа режиссёров и, конечно же, актеров театра. Сколько же надо сил и работы, чтобы за каких-то 5 дней, буквально с нуля, поставить уже почти готовый спектакль? Вы справились на все 100 процентов. Я многое переосмыслил и понял для себя. Благодарен вам за то, что вы сделали!»
Эскиз спектакля «Калечина-Малечина» по роману Евгении Некрасовой, режиссер Анастасия Быцань (Санкт-Петербург)
Елена Дедерчук, завлит Нижневартовского драматического театра, уверена, что наша лаборатория решила главную задачу – вызывала интерес к театру у той аудитории, которая очень часто оказывается «в тени»: «Вы попали со своим проектом в точку, «раскачали» подростковую аудиторию. И это очень важно, - говорит Елена. – А еще мне очень понравилось, что в этой лаборатории были задействованы разные формы общения, что зрителям дали возможность познакомиться с авторами произведений. Каждый из представленных эскизов может стать полноценным спектаклем».
Перформанс «Haters gonna hate», драматург Егор Зайцев (Москва), режиссер Полина Кардымон (Новосибирск)
Руководитель литературно-драматургической части Ханты-Мансийского театра кукол Ольга Власова добавляет: «Я ни секунды не пожалела о том, что потратила время на просмотр всех эскизов лаборатории. Очень много полезной информации, важных смыслов и интересных разговоров. Радостно видеть такое количество вовлеченных молодых людей, активно участвующих в обсуждениях».
Безусловно, лаборатория решила и ряд задач, стоящих перед труппой театра, в частности – исследовать собственные силы и возможности, поработать с различными режиссерами и современными текстами.
«Лаборатория – это исследование, эксперимент, новые открытия и очень кропотливая, вдумчивая работа каждого участника, - говорит директор СМДТ, заслуженный деятель культуры ХМАО-Югры Светлана Астраханцева. - Я рада, что всё это случилось в нашем театре».
По итогам анкетирования зрителей, определявших дальнейшую судьбу каждого эскиза, а именно – забыть ли его «как страшный сон» или, доработав, оставить в репертуаре театра, - безусловным лидером стала работа Ивана Миневцева по повести Ольги Громовой «Сахарный ребёнок». Сейчас театр обсуждает возможность дальнейшего сотрудничества с режиссёром.