Драйв, эмоции и форс-мажор: в Сургутском театре состоялась режиссёрская лаборатория «Мне (не) больно»

Лаборатория в Сургутском театре прошла впервые. Реализация масштабного проекта стала возможна благодаря гранту Союза театральных деятелей РФ и при поддержке российского Министерства культуры.

Творческая работа началась 14 ноября и завершилась 20-го. Особенно насыщенными стали три последних дня лаборатории, наполненные лекциями, читками, эскизами и обсуждением увиденного со зрителями и экспертами.

В центре лаборатории современной прозы и драмы для и о подростках «Мне (не) больно» – проблемы тинейджеров, которым посвящены глубокие, остросовременные произведения. Однако о существовании подобных текстов многие подростки просто не знают.

- Тему выбрали терапевтическую. Как подросток справляется с такими травмами как домашнее насилие, травля в школе, потеря близкого человека. Выбранная нами литература и драматургия дают молодым людям соразмерного им героя и конкретные инструменты пережить горе, - поясняет куратор лаборатории Мила Денёва, театральный критик, заместитель художественного руководителя московского Театра им. Маяковского, член экспертного совета конкурса-фестиваля «Золотая Маска».

Меньше, чем за неделю четыре приглашенных режиссёра – Иван Пачин из Москвы, Иван Миневцев из Челябинска, Полина Кардымон из Новосибирска и Анастасия Быцань из Санкт-Петербурга создали с артистами театра четыре законченных эскиза спектакля. Причем, если участие первых трех режиссёров было согласовано заранее, то Анастасия – магистрантка РГИСИ (бывший СПбГАТИ), курс В.М. Фильштинского, присоединилась к работе лаборатории в ситуации форс-мажора. Планировалось, что эскиз по роману Евгении Некрасовой «Калечина-Малечина» поставит Сойжин Жамбалова. Однако Сойжин получила серьёзную травму во время премьеры своего спектакля в Нягани накануне вылета в Сургут и принять участие в лаборатории не смогла.

Каждый «лабораторный» день начинался с лекции театроведов, адресованной подросткам. Каждая читка и каждый эскиз (читки театр ставил силами самих артистов, которые попробовали себя в роли режиссёров) сопровождались обсуждением со зрителями, актёрами и, что очень важно, – авторами прозаических или драматургических произведений (не подключался к обсуждению только Гюс Кёйер, автор повести «Книга всех вещей», эскиз по которой создал Иван Пачин).

Эскиз спектакля «Книга всех вещей» по повести Гюса Кейера, режиссер Ива Пачин (Москва).

 

«Было очень круто и интересно погрузиться в эту атмосферу, - поделился впечатлениями семиклассник Себастьен Вихорев, посетивший все мероприятия лаборатории. - Это невероятно классно: смотреть на эскизы спектаклей, а после обсуждать увиденное вместе с автором самого произведения и актерами! 

У меня было столько разных эмоций! Я узнал, какой может быть современная литература для подростков, насколько театр бывает классным и интересным. Это безумно сильная работа режиссёров и, конечно же, актеров театра. Сколько же надо сил и работы, чтобы за каких-то 5 дней, буквально с нуля, поставить уже почти готовый спектакль? Вы справились на все 100 процентов. Я многое переосмыслил и понял для себя. Благодарен вам за то, что вы сделали!»

 

Эскиз спектакля «Калечина-Малечина» по роману Евгении Некрасовой, режиссер Анастасия Быцань (Санкт-Петербург)

 

Елена Дедерчук, завлит Нижневартовского драматического театра, уверена, что наша лаборатория решила главную задачу – вызывала интерес к театру у той аудитории, которая очень часто оказывается «в тени»: «Вы попали со своим проектом в точку, «раскачали» подростковую аудиторию. И это очень важно, - говорит Елена. – А еще мне очень понравилось, что в этой лаборатории были задействованы разные формы общения, что зрителям дали возможность познакомиться с авторами произведений. Каждый из представленных эскизов может стать полноценным спектаклем».

 

Перформанс «Haters gonna hate», драматург Егор Зайцев (Москва), режиссер Полина Кардымон (Новосибирск)

 

Руководитель литературно-драматургической части Ханты-Мансийского театра кукол Ольга Власова добавляет: «Я ни секунды не пожалела о том, что потратила время на просмотр всех эскизов лаборатории. Очень много полезной информации, важных смыслов и интересных разговоров. Радостно видеть такое количество вовлеченных молодых людей, активно участвующих в обсуждениях».

Безусловно, лаборатория решила и ряд задач, стоящих перед труппой театра, в частности – исследовать собственные силы и возможности, поработать с различными режиссерами и современными текстами.

«Лаборатория – это исследование, эксперимент, новые открытия и очень кропотливая, вдумчивая работа каждого участника, - говорит директор СМДТ, заслуженный деятель культуры ХМАО-Югры Светлана Астраханцева. -  Я рада, что всё это случилось в нашем театре».

По итогам анкетирования зрителей, определявших дальнейшую судьбу каждого эскиза, а именно – забыть ли его «как страшный сон» или, доработав, оставить в репертуаре театра, - безусловным лидером стала работа Ивана Миневцева  по повести Ольги Громовой «Сахарный ребёнок». Сейчас театр обсуждает возможность дальнейшего сотрудничества с режиссёром.