А что еще сказать спектаклю, проложившему дорогу на фестиваль в двух столицах?
12 и 14 октября спектакль Сургутского театра «Сахарный ребенок» представили на VII Большом детском фестивале (БДФ). Сургутян принимали сцены Московского Губернского театра и Молодежного театра на Фонтанке. Несмотря на то, что билеты оказались недешевы, места в залах-полутысячниках разобрали уже за две недели до показов.
Даже представителям издательства «КомпасГид», где и вышла повесть «Сахарный ребенок», едва нашлось место. Кто занял все кресла? Например, в Петербурге на показ приехали 70 человек от театральной студии Центра внешкольной работы Калининского района СПб – а это 17 км от театра! Эти и другие подростки после двухчасового спектакля еще и остались на обсуждение увиденного с педагогами и постановщиками.
- Мы привезли на спектакль всю нашу дружную семью, дети приехали с родителями. Всех тронула тема спектакля, некоторые даже плакали, переживая за судьбу главной героини! Ребята отметили игру актеров, интересную сценографию и, конечно, музыку! Спектакль получился ярким, динамичным и, несмотря на тяжелую историю, светлым! С верой - "хороших людей больше"! – поделились педагоги театральной студии «Балагуры» Ирина Шейкина и Яна Осипова.
Московский, стартовый показ, пожалуй, был более волнительным. Именно здесь отсматривало спектакль независимое детско-юношеское жюри, которое и выносит вердикты на БДФ… Многие зрители утирали слезы. А на аплодисменты зал встал. Такое в столицах бывает нечасто.
Стефания Заровная, одна из членов детско-юношеского жюри, поделилась в соцсетях:
«Постановка "Сахарный ребенок" получила невероятный отклик у меня, да и у всех зрителей в зале. Огромная благодарность БДФ за выбор таких крутых спектаклей. Просмотр прошел несколько дней назад, а эмоции до сих пор не улеглись и разговоры не утихают. Большое спасибо создателям этого спектакля!»
В соцсетях не сдерживает эмоций и Анна Львова, представитель группы родителей детей-жюри (эта группа присуждает отдельную номинацию): «Для меня этот спектакль стал СОБЫТИЕМ! Пожалуй – это очевидный фаворит… мой точно! В двух словах и не расскажешь тех переживаний, которые затягивают и удерживают зрителя. А что касается меня, то я фактически посмотрела историю моей бабушки, ее семьи, ее детства».
Аплодисментами приветствовали автора повести «Сахарный ребенок» Ольгу Громову. Она впервые увидела сургутский спектакль. Ее мнение:
«Всегда боюсь идти на инсценировку своей книги… В этот раз было что-то потрясающее и по образности, и по игре актёров. Я плакала так, будто не знаю эту историю от А до Я. И главная характеристика спектакля: два часа в зале, полном детей, стояла абсолютная тишина! Я ушам своим не верила. Вот, пожалуй, в такие моменты ты понимаешь, что и сама приложила руку к чему-то очень важному для нынешних ребят. Для которых на самом деле события этой истории так же далеки, как Куликовская битва. А вот сидели же, затаив дыхание!»
«Удивительной прозрачности и ясности спектакль Ивана Миневцева. Инсценировку книги Ольги Громовой делала Ирина Васьковская, художник – Катя Никитина.
Сцена пуста, лишь на заднике условные обозначения мест действия, но они примечательны: Москва — силуэт Кремля, лагерь — силуэт вышки, киргизская степь — контур гор как с полотен Николая Рериха. Три локации и весь жизненный путь.
Пустоты сцены не замечаешь, она «съедается» актерским дыханием, жизнью Эли 7-8 лет, оказавшейся членом семьи изменника Родины. Как объяснить ребенку, что это не правда, что справедливость есть, не сейчас, но скоро она наступит. Вот это «скоро» - «скоро ты все узнаешь», «скоро все изменится» становится для Эли самым ненавистям словом. Мама каждый раз придумывает игру для Эли, игру в жизнь, чтобы пережить лагерь и ночевки в земляной яме или избиение надзирателя», - рекомендует спектакль на своей странице в соцсетях и Надежда Стоева, театральный критик, зав.редакцией «Петербургского театрального журнала».
…Делегация Сургутского театра на БДФ насчитывала 43 человека. Актеры в последний раз выезжали на столь масштабные гастроли до ковида. Было из-за чего беспокоиться. Ведь спектакль «Сахарный ребенок» очень мало наигрывали в этом году, в Сургуте нет для этого подходящей сцены. Затем в Петербурге сократили время подготовки, пришлось отказаться от репетиции.
- Конечно, мы волновались. Мы и раньше подавали заявки на этот фестиваль, что скрывать. Но результата не было. Большой детский фестиваль, несмотря на «детскость» в названии, - очень статусный федеральный форум. Уже тот факт, что мы оказались в конкурсной программе – для нас серьезный успех. И каким бы ни было решение жюри, мы уже в полной мере ощущаем себя победителями – благодаря тому энергообмену со зрителями, который случился на обоих показах, благодаря десяткам сообщений и постов в соцсетях, где зрители признаются спектаклю и театру в любви! – итожит директор Сургутского театра Светлана Астраханцева.
Напомним, Большой детский фестиваль, руководит которым народный артист РФ Сергей Безруков – престижный мультижанровый конкурс профессиональных творческих работ со всей России. В 2024 году сюда поступило более 500 заявок. Из сотен спектаклей для детей и юношества в конкурсную программу отобрали 48, в том числе сургутский.
Какой спектакль признают лучшим в номинации «Драматический спектакль» – узнаем 15 ноября на церемонии награждения.