Новости
Моноспектакль о Шанель покорил Омск
Вырвались за пределы Югры впервые в этом году – и с большим успехом. Сургутский театр принял участие в VI Всероссийском фестивале моноспектаклей «ЧАТ» (расшифровка аббревиатуры – «Честное Актерское Творчество»). В начале апреля он проходил в Омске и собрал 14 спектаклей театров из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Каменска-Уральского, Ульяновска, Челябинска. Спектакли принимали три сценические площадки Омска. В целом на фестиваль было подано более 70 заявок из 35 городов России.
Сургутский театр пригласили на фестиваль «ЧАТ» со спектаклем режиссера Мурата Шыхшабекова «Сама. Коко Шанель». Автор инсценировки и актриса – Дарья Дзюненко. Среди нескольких женских историй, рассказанных на фестивале, исповедь Шанель оказалась в числе тех, кто потряс зрителей.
«"Сама. Коко Шанель" из тех постановок, которые хочется пересмотреть. Из тех спектаклей, которые проносятся как одно мгновение. Из тех мгновений, про которые и потом будешь говорить: "А помнишь..."», «Спасибо, что украсили омский фестиваль!», «Абсолютный фаворит нашего корреспондента и один из самых популярных проектов, продемонстрированных омичам "ЧАТом"» - пишут о работе Сургутского театра региональные омские СМИ. Зрители тоже не скупились на комплименты.
- Нас принимали очень тепло, нас очень ждали. Как рассказали организаторы, наш спектакль был первым среди спектаклей-участников, на который раскупили билеты: все места были проданы в первый же день!
На сам спектакль зрителей пришло больше: на 56 мест 85 человек (смотрели даже стоя)! – рассказала исполнительница главной роли Дарья Дзюненко.
Фестиваль «ЧАТ» не носит конкурсного характера. Вместе с тем является авторитетным смотром лучших моноспектаклей российской провинции и столиц.
- Отмечу безупречную организацию фестиваля и высокий художественный уровень отобранных работ (а я смотрел и другие спектакли «ЧАТа»). Поездка в Омск оставила у нас ощущение важного события в жизни Сургутского театра и в жизни этого спектакля. Омский лицейский театр, организовавший фестиваль, его люди – мы со своей стороны аплодируем этой команде! – резюмировал режиссер спектакля «Сама. Коко Шанель».
СМДТ ставит «Даму с собачкой» (минус собачка и не только)
Впервые премьера Сургутского театра состоится в нетеатральном пространстве – на сцене кинозала. 14 апреля в кинотеатре «Мир» СМДТ представит новый спектакль «Дама с собачкой. Кинопробы» (16+) по рассказу Антона Чехова и пьесе Егора Зайцева. Режиссер Полина Кардымон определила жанр как «кино-театр».
В центре рассказа Чехова – адюльтер, который вырос в «настоящую» любовь. Но пьеса Егора Зайцева не об этом, а о репетициях для съемок фильма «Дама с собачкой». Проводит их московский режиссер, приехавший для этого в Сургут. В главных ролях заняты Александр Фокеев и Елизавета Егорова.
- Мы не хотели ставить спектакль-интерпретацию рассказа Чехова. Получится тогда, что артисты, бедные, половину спектакля будут драматично вздыхать, - предупреждает режиссер Полина Кардымон. – Но! В этом рассказе есть очень много точных слов и образов, о которых хотелось бы поговорить, которые хотелось бы выразить и осмыслить. А где как не на репетициях происходит зарождение, проговаривание этих образов!
Режиссер обещает, что псевдодокументальная форма спектакля и обнажение репетиционного процесса, обычно скрытого для зрителя, поможет вглядеться в образы Чехова, в самих артистов. А также пережить необычный опыт – погрузиться в пространство, где даже одна реплика рассказа раскручивается до объемного образа, до ощущения. В процессе подготовки спектакля с актерами записывали видеоинтервью. Оказалось, что иногда артисты настолько близки своим героям, что ткани спектакля и реальности неразличимы.
- Мы много работаем крупным планом. Убираем все лишнее, театральное, чтобы зритель мог увидеть человека в его естественных реакциях, – подчеркивает режиссер. – Таким образом, «Дама с собачкой» для нас в этом спектакле – это повод для разговора. Как быть тем зрителям, кто ждет истории про любовь? Думаю, любовь тоже будет. Ведь сотворчество всегда про любовь.
Сургутяне знакомы с творчеством Полины Кардымон и Егора Зайцева по Лаборатории режиссуры для подростков «Мне (не) больно», которая состоялась в прошлом сезоне: их аудио-визуальный перфоманс «Haters gonna hate» (англ. «Ненавистники пусть ненавидят») оказался эмоциональный пределом лаборатории и заслужил безусловную любовь зрителей.
О команде проекта:
Полина Кардымон – театральный режиссер, известна по работам в жанре «сайт-специфик театра» - то есть такого театра, который выходит за пределы сцены в пространство реальной жизни. Окончила театральный институт в Новосибирске, служила в новосибирских театрах; в активе – сотрудничество с авторитетными культурными институциями России, среди которых – международный фестиваль актуального искусства «Территория», международный театральный фестиваль «Толстой» (Тула), дом культуры «ГЭС-2» (Москва) и другие. В 2023 году работа Полины Кардымон «Детство. Коромысли. Глава 3» получила национальную театральную премию «Золотая маска» в номинации «эксперимент».
Егор Зайцев - драматург, поэт, переводчик. Соавтор Кардымон в спектаклях, представленных на престижных международных фестивалях. Окончил филфак МГУ. Опубликованы его переводы Р.М. Рильке и немецких поэтов-экспрессионистов, научные статьи. Участник Венецианской биеннале.
Владимир Бочаров — саунд-продюсер проекта. Звуковой и междисциплинарный художник, сооснователь и участник арт-групп. Сотрудничал с театрами Новосибирска, Пскова, Сыктывкара.
Билеты на кино-театр «Дама с собачкой. Кинопробы» можно приобрести по ссылке https://quicktickets.ru/surgut-teatr-muz-dram/e86. Действует «Пушкинская карта».
Сургутский театр отмечает 25-летие
Четверть века премьер, гастролей, фестивалей. 22 февраля Сургутскому театру исполнилось 25 лет. В 1999 году театр был учрежден постановлением губернатора ХМАО. Первую труппу составили выпускники сургутского актерского курса Российской академии театрального искусства (ГИТИС) – некоторые из них и сейчас в строю.
За 25 лет в СМДТ было создано более 80 спектаклей. Гастрольная карта театра выходит далеко за пределы Югры: спектаклям Сургутского театра аплодировали зрители в Лондоне и Берлине, Луганске и Севастополе, Петрозаводске и Санкт-Петербурге, Бресте и Брянске и во многих других городах.
В 2021 году театр пережил перезагрузку, и теперь он открыт не только классическим формам психологического театра, но и современной драматургии, лабораторным форматам творчества, работе в экспериментальных междисциплинарных жанрах. Театр активно сотрудничает с молодыми талантливыми режиссерами, балетмейстерами, художниками из разных уголков России.
Театр с успехом выступает на театральных форумах. Является постоянным участником программы Министерства культуры России «Большие гастроли». В минувшем театральном сезоне спектакли СМДТ получили признание зрителей и театральных критиков на фестивалях «Липецкие театральные встречи» и «Островский в Доме Островского».
Юбилей театр встречает не на родной сцене. Но причина уважительная и радостная – долгожданный капитальный ремонт здания театра.
Главное торжество пройдет 1 марта, и у сургутян еще есть возможность приобрести билет – на сцене Дворца искусств «Нефтяник» представят, пожалуй, самый праздничный спектакль репертуара СМДТ, комедию «Безумный день, или Женитьба Фигаро» по пьесе П. Бомарше (режиссер Петр Орлов).
- 25 лет для театра по меркам человеческой жизни – это совершенная юность, это только-только вступление во взрослую жизнь. Период, когда оправданы эксперимент, дерзость, даже хулиганство. Когда смотришь вдаль с бесконечным оптимизмом, когда не боишься проб и ошибок. Все, как в нашем слогане, под которым театр творит: «Искусство. Молодость. Эксперимент», - говорит директор театра, заслуженный деятель культуры Югры Светлана Астраханцева.
В течение юбилейного года, как и принято в театре, юбиляр будет дарить подарки городу и любимым зрителям. Среди громких и наиболее ожидаемых премьер: спектакль-концерт «Вперед, в 90-е!» (режиссер Мурат Шыхшабеков); экспериментальная постановка «Дама с собачкой» по мотивам рассказа А. Чехова (режиссер Полина Кардымон известна театральной России успехами в жанре перфоманса); спектакль «Игроки» по комедии Н.Гоголя (режиссер – Павел Никитенко, выпускник мастерской Андрея Могучего).
Сургутский театр начал год с гастролей по Югре
С середины января Сургутский театр пребывает в разъездах. 13 января в КТЦ «Югра-Классик» представили драму «ОНЕГИН» режиссера Юлианы Лайковой и спектакль для детей «Ха-ха-Хармс» режиссера Юлии Дороженко.
«Ха-ха-Хармс» обаял маленькую публику и, по признанию зрителей, разрушил все шаблоны, которыми уже обросло имя детского поэта Хармса.
Продолжительными овациями одарили зрители спектакль «ОНЕГИН». Большинство из тех, к кому подходили администраторы, чтобы узнать мнение о постановке, переживали состояние восторженного шока. Они только мотали головой, счастливо улыбались и извинялись, что не могут подобрать слов. Что тоже было своего рода комментарием.
Ольга Власова, руководитель спецпроектов Ханты-Мансийского театра кукол, призналась, что еще рефлексирует об увиденном: «В момент дуэли становится понятным, что чтец это и есть Онегин. И с самого начала он эту историю рассказывал о себе. А мы, таким образом, находимся в его подсознании, так?.. И точно могу отметить красоту сценографии, потрясающие костюмы!»
Виктор Евдокимов, главный режиссер Театра обско-угорских народов «Солнце» оценивал спектакль с балкона профессиональным взглядом постановщика: «Мизансцены, каждая сцена проработана в деталях. Трепетное отношение к подробностям, из которых создается целое полотно. Вот что поразило!»
А 26 января актеров ожидал 10-часовой путь на запад Югры, в Югорск. Спектакль «Царевна-Лягушка» (режиссер Петр Орлов) принимал Центр культуры «Югра-презент». С гастролями в Югорске наш театр был ровно десять лет назад. Понятно, что знакомство с местным зрителем пришлось начинать как с чистого листа.
«Актеры всегда очень тонко чувствуют зрителя. Даже если зал молчит, мы понимаем настрой, характер этого молчания. Так было и в Югорске. Вначале очень ощущалась напряженность зала. Как будто они не доверяют нам или не знают, чего ожидать. Но с каждой сценой мы видели, как зрителей начинает захватывать действие, они стали оживать, смеяться, хлопать», - рассказала главный режиссер СМДТ Юлия Дороженко.
Уже на первом поклоне зрители буквально подскочили со своих мест и стоя аплодировали. Этому очень удивились сотрудники ЦК «Югра-презент». Ведь, по их наблюдениям, зрители в Югорске не приучены к аплодисментам стоя, никогда такого не бывало!
«Это лучший спектакль, который я смотрела», - призналась одна из юных зрительниц. Не смолчали и те, кто постарше. Многие взрослые привыкли скучать на детских спектаклях, выполняя только функционал сопровождающего. Но не таковы спектакли СМДТ в жанре «мюзикл для всей семьи». Поэтому среди отзывов в соцсетях встречаются и такие: «Очень понравилось! Спасибо за эмоции! Девочка Лена, 35 годиков». «Великолепный спектакль! Игра актеров супер!! Невероятно харизматичные, молодые, классные, пластичные!! Спецэффекты, свет, звук! Мы не ожидали такого от Сургута. Приезжайте ещё!» - пишет зрительница Екатерина Вискунова.
Подготовка к гастролям велась с осени. Показать в других муниципалитетах Югры спектакли крупной формы – ответственная задача. И, пожалуй, в Югре нет другого театра, кому пришлось бы перевозить для показов такие объемы оборудования, декораций и костюмов. Подготовка сцены и репетиции занимали два дня. Численность сотрудников, участвующих в гастролях – полсотни человек.
- Особенно волнительно было на гастролях в Югорске. Там незнакомая сцена. А время для монтажа в последний момент сократили по независящим от нас причинам. Мы опасались, вдруг не успеем! Но оказалось, сцена в ЦК «Югра-презент» прекрасно оборудована. Видимо, был сделан очень хороший ремонт и переоснащение. Получилось сыграть спектакль ровно так, как делаем у себя на родной сцене. Разве что Лягушка появлялась, не спускаясь на кольце сверху, а выкатываясь в кольце из кулис. Но тоже интересно получилось. Такая вот Лягушка-акробатка, - поделились технические специалисты СМДТ.
- Нас очень ободрил такой прием в других городах. В этом сезоне, когда здание закрыто на ремонт, ездить на гастроли придется чаще. Чужая сцена, незнакомый зритель – всегда стресс для актеров. Но такое начало дает уверенности, что все получится! – говорит директор Сургутского театра Светлана Астраханцева.
Поддержку гастролям оказал генеральный партнер Сургутского театра - ООО «Газпром трансгаз Сургут». Театр выражает глубочайшую признательность генеральному директору компании Олегу Викторовичу Ваховскому.