История театра

Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Департамент культуры автономного округа
Сургутский музыкально-драматический театр

 

          Из истории Сургутского театра

…В краю, где ключевые слова – «нефть» и «газ», где главный просмотр – это просмотр котировок акций, Сургутский театр творит чудо. И взгляды людей устремляются к сцене, а мысли – к ресурсам неисчерпаемым, к сфере человеческих чувств.

Сургутский театр – крупнейший театр Ханты-Мансийского автономного округа. Он молод, как и все театры югорского региона. Здесь, в нефтегазовой провинции России, профессиональные  театры возникают только на переломе двух веков. Сургутский – в 1999 году, будучи учрежденным правительством автономного округа. Югра на тот момент – молодой промышленный регион без сложившихся традиций в профессиональном искусстве, здесь нет творческих вузов, сформированной театральной аудитории…

Тем не менее, преодолев возрастную отметку в 20 лет, Сургутский театр убедительно заявил о себе в российском театральном пространстве и уверенно смотрит в будущее.

Сегодня театр возглавляет директор Светлана Астраханцева, заслуженный деятель культуры Югры. С 2021 года под ее руководством команда молодых креативных режиссеров, балетмейстеров, художников, актеров, менеджеров определяет новый путь развития театра, перезагрузку деятельности. 

 

НАЧАЛО

Одним из основателей и первым директором Сургутского театра стала Тамара Лычкатая,  заслуженный работник культуры РФ. Творческий коллектив возглавил Владимир Матийченко, выпускник режиссерского курса ГИТИСа (мастерская Бориса Голубовского). Первое десятилетие труппа театра формировалась благодаря соглашениям о сотрудничестве с театральными вузами страны. Сургутские актерские курсы были открыты при ГИТИСе (1996 год, руководитель курса - заслуженный артист России, лауреат государственной премии РФ, профессор ГИТИСа Борис Голубовский; 1998 год, руководитель курса  - заслуженный деятель искусств РФ, кандидат искусствоведения, профессор ГИТИСа Олег Кудряшов; 2005 год, руководитель курса при Челябинской госакадемии  культуры и искусства Гарольд Стрелков). Для обучения набирали талантливую молодежь Сургута и Сургутского района. В дальнейшем театр становился точкой притяжения выпускников различных творческих вузов страны.

Сегодня многие из тех, кто состоялся в Сургутском театре в «нулевые», стали известны в России и за ее пределами. Это балетмейстер с Олег Глушков, начинавший карьеру как главный хореограф Сургутского театра, актеры театра и кино Александр Новин, Иван Косичкин, театральный продюсер Милена Авимская и другие.

Далеко не сразу театр встал на ноги в материально-техническом плане. На протяжении первой пятилетки Сургутский театр не имел стационарной площадки, службы располагались в разных районах города, с репетициями и спектаклями приходилось кочевать по городским ДК.  Но даже в период бездомья афиша театра привлекала спектаклями по произведениям Шекспира, Меттерлинка, Грина, Боккаччо, Достоевского.

С 2005 года театру передано помещение бывшего ДК «Магистраль» со зрительным залом на 464 места.  Здесь театр размещается и сейчас.

 

РЕЖИССЕРЫ

Репертуар Сургутского театра со времени основания – современное, актуальное прочтение классики. С театром охотно сотрудничают режиссеры России и зарубежья. За 20 лет репертуар пополнили спектакли в постановке режиссеров России, Украины, Литвы, Чехии, Сербии, Франции, Германии, Египта. Так, режиссер Гарольд Стрелков говорит, что его лучшие спектакли созданы здесь, в Сургуте. Наград различных федеральных фестивалей удостоены его работы «Униженные и оскорбленные», «Идиот» по произведениям Ф. Достоевского, «Ричард III» по драме У. Шекспира. Московский режиссер Петр Орлов соглашается ставить музыкальные сказки исключительно для Сургутского театра, и они становятся бестселлерами (что не мешает ему также ставить здесь спектакли для взрослой аудитории). Балетмейстер Олег Глушков отмечает, что в Сургутском театре подкупает свобода творчества, предоставляемая ему для работы с материалом. Впечатляющий творческий потенциал труппы отметила режиссер, руководитель актерского курса Высшей школы театрального искусства «Эрнст Буш» Антье Вебер (Берлин), поставившая здесь спектакль «Коварство и любовь» по пьесе Ф. Шиллера.

Сегодня театр дает простор для творчества молодым режиссерам. Громкой премьерой 22-го сезона стал спектакль «Легенда о Гамлете» по пьесе У. Шекспира. Для московского режиссера Сергея Тонышева, выпускника ГИТИСа (мастерская С. Женовача) это первая масштабная работа на большой сцене. Еще один молодой столичный хореограф с уже известным именем – Дмитрий Масленников – выбрал Сургутский театр для создания пластического спектакля по мифологии ханты «Танец с медведем».

Театр растит и собственных режиссеров. Аншлаговым спектаклем на протяжении нескольких сезонов остается мюзикл «Однажды в Verone», созданный Александром Фокеевым по мотивам пьесы У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Фестивальных наград удостоена работа «Шинель» по повести Н. Гоголя в постановке Юлии Уткиной. Свои дебюты готовы представить зрителю Мурат Шыхшабеков и Татьяна Балабанова.

 

ЗРИТЕЛИ

Основной репертуар адресован взрослой аудитории. Однако задачу формирования нового поколения зрителей это не отменяет. «Уроки литературы в театре» - системный инновационный культурно-образовательный проект, который, начиная с 2015 года, с большим успехом реализуется Сургутским театром в двух крупнейших муниципалитетах Югры – Сургуте и Сургутском районе. Автор идеи проекта – Т. Лычкатая.

Со старта федеральной программы «Пушкинская карта» Сургутский театр лидирует среди учреждений культуры Югры по охвату зрителей «Пушкой», как в просторечии называют проект. За 2022 год билеты в театр через «Пушкинскую карту» приобрели более 6 тысяч человек.

 

ГАСТРОЛИ. ФЕСТИВАЛИ

Гастрольная карта театра включает Лондон и Москву, Сен-Мало и Дрезден, Берлин и Санкт-Петербург, Каир и Петрозаводск, Донецк и Ивано-Франковск, Омск и Старую Руссу, Севастополь и Новый Уренгой... За 20 лет театр побывал в разных уголках станы и зарубежья: и на таких великих сценах, как Театр Маяковского и Театр Российской Армии, и в далеких деревнях, куда добраться можно только по зимнику или на вертолете.

Гастроли театра, кроме того, реализуются в рамках проектной деятельности театра. Так, в год юбилея Великой Победы (2015) театр со спектаклем по произведениям поэтов, погибших в годы Великой Отечественной войны, посетил 13 городов России и зарубежья. В 2017 году театр  гастролями поддержал мирных жителей ЛНР и ДНР.

С 2014 года до периода пандемии творческие сезоны театра ежегодно открывались в столице Германии проектом «Югра-Берлин»: на сцене Русского дома в Берлине давали репертуарные спектакли, а также проводили ставший традиционным Фестиваль чтецов среди детей, проживающих в ФРГ.

Сегодня приоритетным направлением для Сургутского театра остаются гастроли в отдаленных населенных пунктах ХМАО. Сургутский театр – единственный, кто представил свои репертуарные спектакли в самых северных точках Югры, Березовском и Белоярском районах.

23-й творческий сезон Сургутский театр открыл участием в XXXVIII Международном фестивале «Липецкие театральные встречи». Спектакль «Легенда о Гамлете» удостоен диплома «За смелое и неординарное визуальное решение самой популярной пьесы мирового репертуара». 

 

ТЕАТР И ОБЩЕСТВО

Сургутский театр стремится укреплять социальную направленность своей работы, заявлять спектакли как общественно значимые события, формируя широкую дискуссию. Спектакли В. Матийченко, например, становились ключевым событием общегородских молодежных форумов по антимилитаристской и историко-политической тематике.

Показ спектаклей нередко подкрепляется постспектакльным обсуждением с участием экспертов. Так, разговором со специалистами психоневрологического диспансера продолжились встречи со зрителями спектаклей «Лиса загрызает кролика» режиссера К. Вушека (тема смертельных болезней), «На игле» режиссера Т. Лычкатой (наркомания). Встречей с участниками ликвидации чернобыльской катастрофы завершался спектакль «Чернобыльская молитва», с людьми с ограниченными возможностями здоровья – спектакль «А где ёж?» режиссера А. Фокеева.

 

СТУДИЯ

С 2012 года при Сургутском театре действует молодежная студия, которая пережила уже четыре выпуска. Ее руководитель - режиссер, актер театра Александр Фокеев. Студийцы – актерски одаренные подростки, за три года обучаются театральным дисциплинам, сдают спектакли, участвуют в гастрольной и фестивальной деятельности. Спектакли «Метель» и «В часы забав…» по творчеству А. Пушкина, поставленные Александром Фокеевым и его воспитанниками, стали визитными карточками двух театральных сезонов. Выпускники студии успешно поступают на бюджетные отделения ведущих театральных вузов России.

 

ЭКСПЕРИМЕНТ

Перезагрузка деятельности театра сегодня отмечена двумя значительными проектами, реализованными на средства грантов. Проект пластического спектакля «Танец с медведем» по мифологии ханты, разработанный совместно с АНО «Теорикон», реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Грант Союза театральных деятелей РФ и поддержка Министерства культуры позволил театру заявить трехдневную Лабораторию драмы и прозы для подростков «Мне (не) больно», включавшую читки пьес, режиссерские эскизы спектаклей, онлайн-встречи с авторами «подростковой» прозы. В сотворчестве с театром объединились молодые талантливые российские режиссеры: Иван Миневцев, Иван Пачин, Полина Кардымон, Анастасия Быцань. Руководитель лаборатории – Мила Денева, театральный критик, заместитель художественного руководителя московского Театра им. Маяковского.

 

СЕЙЧАС

«Искусство. Молодость. Эксперимент»  – слоган обновленного Сургутского театра. Что вкладывает в эти слова люди Сургутского театра? Демократичность и свободу творчества. Современный взгляд на классику, карт-бланш юности, пространство для поиска и эксперимента. «Мы – молодые, амбициозные, творческие. Команда людей, посвятивших себя исследованию истин – на сцене. У нас есть цель – воплотить истории в жизнь для лучшего понимания нашего общего мира. Мы верим, что театр может бросить вызов шаблону и повседневности. Мы открыты всем, кто не спокоен сердцем и ищет ответы на свои вопросы здесь и сейчас.

Не важно, что именно ты делаешь. Важно, чтобы все, к чему ты прикасался, меняло

форму и сохраняло частичку тебя. Театр - это дверь для познания самого себя, это место исследования своего внутреннего мира. Это честный и откровенный разговор здесь и сейчас. Давай вместе смеяться, грустить, петь, танцевать, читать книги, открывать современную драматургию, познавать этот удивительный и странный мир. И помни, если тебе дадут линованную бумагу – пиши поперек! Ну что, ты с нами?»